
По словам заместителя директора по сбыту ООО «НААЗ» Сергея Анашкина, «Новгородский автоагрегатный завод вел разработки глушителей с комбинированным шумопоглощением, в котором использовались кассеты из базальтового волокна. Однако в дальнейшем от этого направления решили отказаться». Заместитель директора по снабжению «Автоконтинент Плюс» Олег Соколенко также говорит, что в их производстве не практикуется использование наполнителя: «Конструкция наших глушителей с использованием системы перфорированных труб позволяет добиться отличных показателей и без использования базальтового волокна. По нашему опыту, такой наполнитель не самым лучшим образом влияет на срок службы глушителя. Он довольно быстро выгорает», — говорит Олег. Материалы На оригинальных изделиях, поставляемых на конвейер, в основном применяются алюминированные и нержавеющие стали. Большинство производителей глушителей, поставляемых на вторичный рынок, используют обычную холоднокатаную сталь. Для защиты глушители окрашивают кремнийорганической эмалью. Производители применяют разные технологии окраски. Можно просто нанести краску пульверизатором или погружением. Прочность и внешний вид такого покрытия оставляет желать лучшего. Ведущие производители окрашивают глушители в электростатическом поле высокого напряжения — это дороже, но значительно лучше. Производителей, которые обладают такой технологией, у нас в стране единицы. Полученное покрытие очень стойко выдерживает механические воздействия. ООО «Автокомплект» (Санкт-Петербург)
Компания ООО «Автокомплект» (торговая марка «Ижорский глушитель» ) является крупнейшим поставщиком выхлопных систем на вторичный рынок. Компания производит глушители для легковых автомобилей отечественного и иностранного производства (ВАЗ, УАЗ,ГАЗ, Ока, ИЖ, Daewoo Nexia, VW Passat, VW Golf, Audi 80, Audi 100 и другие); для грузового транспорта (ЗиЛ, ГАЗель,КАМАЗ, ПАЗ) ,а также для тракторов МТЗ 80/82. ООО «Автокомплект» активно сотрудничает с такими известными исследовательскими центрами, как Центральный научно-исследовательский институт автомобильных и моторных изделий (НАМИ, г. Москва), Балтийский государственный технический университет «Военмех» (г. Санкт-Петербург), а также со спортивной и тюнинговой компанией «Дилижанс».Учитывая возросшую потребность в глушителях из более стойких к коррозии металлов, крупнейшие предприятия, в частности Санкт-Петербургская компания «Автокомплект», начали в последнее время производить глушители из алюмокремниевых и нержавеющих сталей. Алюмо-кремниевая сталь — это низкоуглеродистый стальной материал, покрытый алюмокремниевым расплавом (Al+Si) с двух сторон, методом погружения с элементами диффузии. В качестве основного металла при алюминировании используется стальной лист толщиной 1,25 мм, что на 4 % превышает толщину обычного листа. Алюмо-кремниевое покрытие, содержащее кремний, обладает высокой коррозийной стойкостью в большинстве агрессивных сред и хорошей сопротивляемостью к воздействию высоких температур. Алюминирование в 2-3 раза повышает срок службы углеродистых материалов, применяемых при изготовлении стандартных глушителей. Соответственно, коррозионная стойкость глушителя, изготовленного из такой стали, существенно выше, чем у обычного изделия. К тому же они дольше сохраняют свой товарный вид. Глушители, изготовленные из 100%-й нержавеющей стали — это чрезвычайно прочные и очень стойкие к электрохимической коррозии изделия. Правда, и цена таких глушителей довольно высока. «К сожалению, сегодня в России качественную алюминированную сталь никто не производит. ООО «Автокомплект» закупает эти материалы в Германии у компании «Tissen Group», а алюминированные трубы для производства таких глушителей закупаются в Италии. Кстати, наше предприятие одно из немногих в России производит глушители, в которых все компоненты изготовлены из алюминированной стали», — говорит Василий Демихов. Сергей Анашкин (НААЗ) считает, что в идеале каждому производителю необходимо работать со всеми вышеперечисленными материалами: «Это значительно расширит количество потребителей. Как только наши поставщики смогут предоставить нам качественый алюмоцинковый лист и трубу — мы начнем производить из них глушители». Откуда «гниет» глушитель? Снаружи главную опасность для глушителей представляют камни и соль на дорожном покрытии. Они создают на его поверхности сколы, царапины и вмятины, которые в последствии являются концентраторами коррозии. Внутри глушителя основной причиной коррозии являются выхлопные газы и конденсат, которые образуются при работе двигателя. При их взаимодействии в корпусе глушителя образуются серная и азотная кислоты, которые начинают изнутри воздействовать на днище и стенки глушителя. Чтобы уменьшить влияние коррозии на внутренние элементы глушителей, используют их двухслойные конструкции. Именно такой глушитель — производства компании «АвтоВАЗагрегат» — устанавливается на автомобиль Лада1118 «Калина» На этом автомобиле стоит закатной глушитель, первый слой корпуса в котором изготовлен из нержавеющей стали, а второй — из алюминированной. Между слоями находится специальная прокладка. Это помогает продлить срок его службы. На стойкость глушителей к коррозии и прочность сварных швов влияет качество изготовления труб. По словам В. Демихова, защитить глушитель от внутренней коррозии можно не только с помощью более стойких материалов, но и используя более совершенную конструкцию. К примеру, ООО «Автокомплект» производит глушители с перфорированными перегородками. Такие глушители обладают более высокими показателями по шумоглушению в сравнении с обычными глушителями. Кроме того, в глушителях, в которых используются перфорированные перегородки, не скапливается конденсат. Эта технология называется «Condensate-free». Даже при холодном запуске двигателя в таком глушителе не скапливается влага. Автоконтинент + (Нижний Новгород) Компания производит глушители и резонаторы для автомобилей отечественного производства с 1995 года. Сегодня предприятие производит более 200 видов штампо-сварных и закатных глушителей. Для изготовления систем выхлопа газов «Автоконтинент+» (эконом-класс) и BEST (премиум-класс) использует только подтвержденные сертификатом качества листовую сталь и трубный металлопрокат. Вся продукция «Автоконтинент+» сертифицирована и имеет допустимые показатели уровня шума, противодавления и срока эксплуатации. Закатные глушители производятся под брендом BEST. При изготовлении глушителей BEST применяются качественный металлопрокат и трубы производства ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ». Закатка замков и изгиб труб производится на современном немецком оборудовании. Новая конструкция позволяет изменять амплитуду и длину волны звуковых колебаний при прохождении газов через отверстия, выполненные в специальных каналах и перегородках, без заполнения камер глушителя шумопоглощающими материалами. Внутренняя структура глушителя состоит из системы перфорированных труб и перегородок (толщина стенки 1,5 мм), образующих камеры, каждая из которых подавляет шум определённого диапазона частот. Основной глушитель подавляет шум в диапазоне средне-высоких частот, а дополнительный глушитель – в диапазоне высоких частот. Качество внешней покраски и антикоррозийные свойства стали на порядок лучше за счет нанесения термостойкой кремний-органической эмали в электростатическом поле. После окраски глушители и резонаторы упаковываются в фирменную картонную упаковку с нанесением на нее параметров и принадлежности глушителя, а затем в термоусадочную плёнку.
Новые технологии Предприятия, имеющие большие объемы производства, сегодня активно переходят на импортное оборудование. Компания «Автоконтинет Плюс» использует при производстве своих глушителей «Автоконтинет +» и «BEST» автоматический станок немецкого производства, оснащенный современным программным обеспечением. По словам Олега Соколенко, это оборудование используется для производства качественных трубных деталей. «Заготовки, которые производятся на этом станке, не имеют «гофр» — складок в местах изгиба. Кроме того, все глушители, изготовленные на этих станках, имеют идентичные размеры — в отличие от изделий, изготовленных вручную. Аналогичное оборудование — автоматический трубогибочный станок — в октябре 2007года планирует запустить в работу компания «Автокомплект». Большинство производителей глушителей используют закатную технологию только при изготовлении корпусов глушителей, а при изготовлении внутренних узлов корпуса продолжают использовать сварку. Ведущие производители отказались от этого. ООО «Автокомплект» при изготовлении внутренних узлов для ряда глушителей использует метод запрессовки. Это позволяет продлить срок службы глушителя. Новгородский автоагрегатный завод также при сборке внутреннего узла использует штампо-сборочную технологию, однако большее значение на заводе придают созданию лакокрасочного покрытия, в котором сочетались бы такие качества как высокая адгезия, термостойкость и глянец (при сохранении невысокой стоимости). «Сегодня наши технологи решают именно эту задачу», — говорит С. Анашкин.