13:24
Порядок действий при ДТП для получения страховой выплаты

Стоит признать, что автомобилистам периодически приходится сталкиваться со страховыми случаями. Происходит это чаще всего по причине дорожно-транспортных происшествий.

На данный момент законодательством определено, что на территории Украины запрещена эксплуатация транспортных средств в дорожном движении (за исключением определенных типов) без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.

Таким образом, достаточно актуальным на сегодня является вопрос: что делать при наступлении ДТП, что и когда подавать в страховую, как получить возмещение от страховой компании.

Учитывая, что страховщик, выдавший полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности,  не заинтересован платить вообще, и, как следствие, пострадавшие в ДТП получают от сотрудников страховых компаний информацию о своих правах и обязанностях, а также о процедурном порядке выплаты возмещения, не совсем ту, которая регламентирована Законом, а выгодную страховщику.

Поэтому, мы решили, на основании действующего законодательства, подготовить  пошаговою инструкцию для потерпевших в ДТП с оптимальными сроками урегулирования выплаты страхового возмещения (в этой статье мы не рассматривали порядок оформления  европротокола и урегулирование ДТП без вызова ГАИ, об этом мы напишем в следующих статьях).

Действия потерпевшего в следствии наступления ДТП (при повреждении автомобиля)

Первая стадия. Произошло ДТП.

1. Выполнить указанные в Правилах дорожного движения обязанности водителя, причастного к ДТП.

2. Проинформировать других участников ДТП о себе, своем месте жительства, названии страховой компании и информацию о полисе ОСАГО.

3. Позвонить на номер горячей телефонной линии своей страховой компании, а также страховой компании других участников ДТП

Вторая стадия. Обращение в страховые компании, подача уведомления, заявления, документов.

1. Необходимо немедленно, но не позднее 3 (трех) рабочих дней,предоставить в страховую компанию, с которой Вы заключали полис ОСАГО (можно обратиться непосредственно в офис страховой или отправить документы по почте):

  • Уведомление о ДТП;
  • ведомости о местонахождении Вашего поврежденного автомобиля;
  • контактный номер телефона и свой адрес.

2Не позднее 7 (семи) рабочих дней после ДТП предоставить в страховую компанию виновника ДТП:  

  • Уведомление о ДТП;
  • ведомости о местонахождении Вашего поврежденного автомобиля;
  • контактный номер телефона и свой адрес;
  • все имеющиеся документы, которые связаны с ДТП: справки ГАИ, фото с места ДТП.

3. Для получения страхового возмещения в страховую компанию виновника ДТП необходимо предоставить Заявление о страховом возмещении. Такое заявление должно быть подано на протяжении 30 (тридцати дней) с момента подачи уведомления о ДТП, но не позже 1 (одного) года с момента наступления ДТП.

Мы рекомендуем заявление о страховом возмещении подавать как можно быстрее, возможно в день подачи уведомления о ДТП. Поскольку с момента подачи заявления рассчитывается срок для осуществления страхового возмещения.

Заявление о страховом возмещении должно содержать:

  • наименование страховщика;
  •  фамилия, имя, отчество заявителя;
  • содержание имущественного требования (пример: материальный ущерб за поврежденный автомобиль в размере) и документы, которые это подтверждают при наличии (пример: счет СТО, отчет оценщика);
  • информацию о проведенных взаиморасчетах с другим участником ДТП;
  • подпись заявителя и дата подачи. 

К заявлению необходимо приложить такие документы:

  • паспорт гражданина или другой подтверждающий личность документ;
  • документ, подтверждающий право заявителя на получение возмещения (доверенность, договор аренды, другие) если заявитель не потерпевший;
  • справка о присвоении идентификационного кода;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • ведомости о банковских реквизитах заявителя (при наличии).

Указанные документы можно подать в оригиналах для копирования сотрудником страховой или заверенных заявителем копиях. Страховщик имеет право требовать оригиналы документов для осмотра.

Закон не обязывает потерпевшего добывать и предоставлять в страховую компанию материалы ДТП и постановление суда о признании виновника ДТП.

Мы рекомендуем Вам получить постановление суда самостоятельно и предоставить его в страховую компанию, это поможет ускорить сроки выплаты.

 

Третья стадия. Согласование размера страховой выплаты.

Законом предусмотрено, что страховщик в случае согласования с потерпевшим размера страхового возмещения и признания таких требований, обязан на протяжении 15 (пятнадцати) дней с дня согласования осуществить выплату.

На этой стадии мы рекомендуем:

  • ознакомиться с оценкой проведенной страховой (если такая есть);
  • предоставить в страховую свою оценку, счет/акт СТО;
  • ознакомиться с расчетом страхового возмещения проведенного страховой компанией;
  • если вы согласны с посчитанной сумой возмещения, обращайтесь в страховую с письменным заявлением в котором сообщите о своем согласии суммой возмещения и требуйте оплату в течение 15 дней с дня получения вашего уведомления.
  • если не согласны необходимо писать свои возражения как в страховую, так и в надзорные органы.

В любом случае советуем не ждать сложа руки 90 (девяносто) дней, а действовать.

Наши рекомендации.

Все заявления и уведомления, которые подаете, обязательно регистрируйте в страховой компании и просите предоставить вам копии. Если отправляете почтой, то с уведомлением о вручении.  Всегда просите сотрудника страховой компании  фиксировать письменно и предоставить вам письменное подтверждение перечня документов, что приняты от вас страховой компанией.

Потерпевший не имеет права каким-либо образом изменять состояние поврежденного автомобиля до его осмотра представителем страховщика. Такой осмотр должен быть проведен на протяжении 10 (десяти) рабочих дней с момента подачи вами уведомления о ДТП в страховую виновника ДТП. В случае неприбытия представителя страховой на протяжении указанного времени Вы имеете право заказать собственную оценку и далее ремонтировать автомобиль. Стоимость оценки обязана оплатить страховая компания.

Действия страховой компании при поступлении уведомления о ДТП от потерпевшего

Первая стадия. Сбор документов.

Страховая компания виновника ДТП обязана на протяжении 2 (двух) рабочих дней с момента получения от потерпевшего уведомления о ДТП начать расследование (это значит: осуществить подготовку и подачу запросов во все необходимые органы (ГАИ, суд и другие) для своевременной выплаты возмещения.

Вторая стадия. Проведение оценки размера причиненного вреда, изучение обстоятельств ДТП. Определение размера страхового возмещения.

1. Страховая компания виновника ДТП обязана на протяжении 10 (десяти) рабочих дней с дня получения от Вас уведомления о ДТП направить по указанному Вами местонахождению поврежденного автомобиля своего представителя для осмотра автомобиля с целью определения размера ущерба и причин ДТП.

Если представитель страховой компании не прибыл, заказывайте собственную оценку в оценочной компании.

2. Страховая компания после: получения постановления суда (или иных документов) что подтверждают виновность участника ДТП, уведомления о ДТП, заявлении о страховом возмещении и документы которые прилагаются к заявлению, документы подтверждающие размер убытка, обязана принять решение о выплате страхового возмещения или об отказе в выплате страхового возмещения.

Третья стадия. Принятие решения о выплате или отказе в выплате страхового возмещения.

1. Страховая компания обязана на протяжении 15 (пятнадцати) днейс дня согласования с заявителем (потерпевшим) размеров страхового возмещения, (при наличии заявления о выплате страхового возмещения и документов, что подаются с ним, уведомления о ДТП), но не позже 90 (девяносто) дней с момента получения заявления о выплате страхового возмещения:

  • в случае признания требований заявителя выплатить страховое возмещение;
  • в случае непризнания требований отказать в выплате страхового возмещения

Страховщик обязан на протяжении 3 (трех) дней с момента принятия решения уведомить заявителя о принятом решении письменно.

Как быстрее получить страховую выплату по ОСАГО

Получение страховых выплат при аварии может затянуться на неопределенный срок. Компании, выступающие в роли страховщика, в некоторых случаях осознанно затягивают этот процесс, чтобы отсрочить выплату или вовсе избежать предоставления определенной денежной суммы своему клиенту. При таком раскладе непосредственное участие судебных органов является жизненной необходимостью. Перед тем, как получить страховку после ДТП, может пройти достаточное количество времени. С целью ускорения данного процесса очень важно быть юридически подкованным.  

Особенности получения страховки

Сразу следует заметить, что при возмещении ущерба дело доходит до суда достаточно редко. Для того, чтобы заявить о своих претензиях на получение выплат, необходимо предоставить в страховую справку из ГИБДД. Здесь указываются основные моменты, касающиеся аварии. В частности, отмечаются главные причины дорожно-транспортного происшествия, был ли пьян клиент страховой фирмы и нарушал ли он правила дорожного движения. Некоторые страховщики требуют обязательного наличия расширенной справки.

Стандартная справка из ГИБДД

В теле такого документа подтверждается факт случившегося ДТП. В такой справке должно фигурировать лицо, которое управляло автомобилем во время аварии. Здесь же указываются номер и марка авто, а также происходит описание всех видимых повреждений машины.

Расширенная справка из ГИБДД

Такая справка включает в себя более расширенную информацию о всех участниках дорожно-транспортного происшествия. Отмечаются такие моменты: ФИО; адреса проживания; серии водительских удостоверений; номера прав. Кроме этого, определяется трезвость и вменяемость водителей во время дорожно-транспортного происшествия. Получение расширенной справки из ГИБДД требует большего времени, но при этом предоставляет более подробную информацию о случившемся. Обращение в страховую после ДТП может быть сопряжено с некоторыми трудностями. Такая тенденция обусловлено тем, что страховщик может потребовать в качестве дополнительного документа при проведении служебного расследования решение суда по факту ДТП. Эта необходимость возникает при условии, если компания подозревает, что клиент мошенничает. Важно! Непосредственное участие судебных инстанций может потребоваться при условии, если стороны не могут самостоятельно договориться о размере выплат. Страховая программа КАСКО позволяет реализовать ускоренное урегулирование вопроса в случае повреждения наиболее хрупких элементов транспортного средства. К таким элемента автомобиля относятся: фары; спойлеры; стекла; бамперы. Очень важно заметить, что такое разрешение проблемы возможно, если размеры полученных убытков варьируются в пределах 2-5% от общей стоимости авто. Существенным преимуществом этого метода можно назвать то, что регистрация ДТП и предоставление справки из ГИБДД здесь не является необходимостью.

Порядок действий для получения выплат

Получение страховки после ДТП требует от клиента страховой компании четких и решительных действий. Для достижения положительного результата следует быть очень внимательным и следовать пунктам, прописанным в договоре.

Использование Европротокола

При условии, если в ДТП никто не пострадал и все участники происшествия полностью согласны со сложившейся картиной, то можно воспользоваться составлением так называемого Европротокола. Ни одна из сторон конфликта не должна высказывать каких-либо претензий. В этом случае все вопросы разрешаются непосредственно на месте аварии. Здесь же следует заметить, что страховая программа КАСКО подразумевает обязательное присутствие страхового комиссара, который должен лично осмотреть и оценить место происшествия. После этого происходит заполнение протокола и уведомление страховых компаний сторон. При другом раскладе возникает необходимость в присутствии сотрудников ГИБДД. Именно они составляют схему аварии и при необходимости могут предоставить эту информацию в страховые компании. Один из участников ДТП будет оштрафован за нарушение правил дорожного движения.

Альтернативный вариант

Чтобы получить страховку ОСАГО после ДТП, следует выполнить ряд действия в определенной последовательности. К разрешению этого вопроса необходимо подходить со всей ответственностью.

Шаг №1. Уведомление страховой компании и ГИБДД Если же разрешить ситуацию посредством Европротокола нельзя, то необходимо сразу сообщить об инциденте в ГИБДД и страховую компанию. На этом этапе также следует обменяться контактами с другими участниками аварии. Необходимо отметить такие моменты: паспортные данные; номер страхового полиса; серия страховки; номер спецзнака. Специальный знак в основном крепится на лобовое стекло. После этого следует дождаться приезда сотрудника ГИБДД и представителя страховой компании.

Шаг №2. Получение справки из ГИБДД После этого следует наведаться в отделение ГИБДД и потребовать справку о дорожном происшествии. В теле документа должно быть отмечено как можно больше деталей, касающихся характера повреждения транспортного средства.

Шаг №3. Подача документов на получение страховых выплат Будучи виновником дорожно-транспортного происшествия, необходимо в трехдневный период времени подать пакет документов в страховую. В противном случае компания-страховщик имеет законное право потребовать возмещения ущерба с регрессом. Если же вы претендуете на получение страховых выплат, то необходимо написать заявление и подать бумаги в страховую фирму. По состоянию на 2017 год требуемый перечень документов выглядит следующим образом: паспорт; ИНН; водительское удостоверение; техпаспорт транспортного средства; справка из ГИБДД; страховой полис; справка из больницы. В случае необходимости сюда же необходимо добавить доверенность на автомобиль и документы, подтверждающие расходы после ДТП. Здесь имеется ввиду оплата услуг эвакуатора.

Шаг №4. Получение решения суда Суд принимает решение по истечении десятидневного временного промежутка. Иногда этот срок может изменяться в большую или меньшую сторону. Чтобы страховка после ДТП была выплачена как можно скорее, рекомендуется самостоятельно забрать решение суда и отвести его в страховую. При этом копию следует оставить себе, а оригинал с мокрой печатью доставить своему страховщику.

Шаг №5. Проведение экспертизы Проведение экспертизы оказывает непосредственное влияние на то, какая сумма страховых выплат будет предоставлена клиенту компании. До момента осмотра запрещено проводить ремонтные работы. С большой долей вероятности оценщик будет минимизировать расходы, поэтому целесообразнее всего воспользоваться услугами независимого эксперта.

Шаг №6. Получение выплат На осуществление выплат страховой компании отводится 90 календарных дней. При условии, если оговоренная сумма не была выплачена по истечении такого временного промежутка, то клиент имеет полно право требовать оплату пени.

Видео: Как получить выплату при помощи бесплатной общественной организации прав потребителей

Как ускорить процесс выплаты страховки после ДТП?

Чтобы несколько ускорить процесс выплаты страховки, пострадавшая сторона может включиться в выяснение отношение между виновником аварии и страховщиком. Для этого можно направиться в ГИБДД и узнать дату рассмотрения дела. После этого можно написать ходатайство об ускорении рассмотрении дела. По завершению судебного заседания можно взять копию постановления и лично привести его в страховую компанию. Важно помнить, что отказ от выплат компанией-страховщиком ещё не является поводом для разочарования. В таком случае можно обратиться в суд с иском о возмещении убытка тем лицом, по причине которого случилась авария. Сроки получения компенсации зависят от скорости рассмотрения дела.

Тотальная гибель автомобиля

Описанный порядок выплат страховки актуален только при условии, если транспортное средство подлежит восстановлению. Однако иногда возникают ситуации, при которых ремонт автомобиля неуместен. В таком случае страховая компания может поднять вопрос о конструктивном уничтожении транспортного средства. При этом клиент остаётся без выплат и лишается автомобиля. При оценке состояния машины все упирается в начальную стоимость автомобиля. Чаще всего тотальная гибель озвучивается, если на восстановление потребуется от 60 до 80% стоимости авто. Многое зависит от результатов экспертизы, которая определяется итоговую стоимость проведения ремонтных работ. Если машина конструктивно уничтожена, то поднимается вопрос, касающийся оценки стоимости остатков. Также очень важно определить — кому они отойдут в собственность. При условии разрешения ситуации в пользу владельца, последний получает компенсацию. Если же компания настаивает, что авто должно остаться у владельца, то назначается ещё одна экспертиза, которая направлена на оценку стоимости остатков. Во избежания конфликтных ситуаций настоятельно рекомендуется уточнять все спорные моменты на этапе заключения договора с компанией-страховщиком. В частности, необходимо уточнить то, каким образом будет оцениваться тотальная гибель транспортного средства и кто будет заниматься реализацией остатков.

В Украине страхование ответственности владельцев транспортных средств является обязательным видом страхования, который призван обеспечить возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу пострадавшим при ДТП.

Законом устанавливаются лимиты страхового возмещения. Так, за вред, причиненный имуществу потерпевших по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств страховая компания должна возместить до 50 тыс. грн. Если вред причинен жизни или здоровью, по такому договору возмещается до 100 тыс. грн.

Эти выплаты осуществляются страховой компанией, в которой застраховал свою ответственность водитель, виновный в причинении ущерба.

Страховая компания осуществляет выплату в пределах лимитов за вычетом размера франшизы, которую предусматривает полис ОСАГО.

Франшиза – это часть ущерба, которую страховая компания не выплачивает. Эту часть пострадавший может взыскать с водителя, который нанес вред. Размер франшизы закон ограничивает, поэтому она не может превышать 2 процентов от страховой суммы.

Франшиза не устанавливается на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью.

Полис «автогражданка» должен содержать информацию о размере франшизы. Если максимальная страховая сумма по причинению вреда имуществу составляет 50 тыс., максимальный размер франшизы не может превышать 1000 грн. Франшиза может также быть нулевой.

Если вред причинен в ДТП составляет 30 тыс. грн., по договору страхования, франшиза – 500 грн., тогда страховая компания выплатит 29,5 тыс. грн., а 500 грн. должен будет компенсировать виновный в ДТП водитель.

После наступления страхового случая водитель должен уведомить страховую компанию об этом в течение трех дней. Если водитель этого не сделает, страховая компания должна выплатить страховое возмещение, но потом в порядке регресса вправе взыскать выплаченные средства с водителя, который виноват в ДТП.

Сегодня законодательство предусматривает только один тип полисов обязательного автострахования. Однако некоторые СК предусматривают в договорах страхования условие, что управлять обеспеченным транспортным средством будут водители, которые имеют опыт вождения не менее 3 лет. Если такая норма в договоре присутствует, страховая компания не выплатит ущерб, если у виновного водителя не будет достаточного стажа вождения.

Если водитель совершит аварию “незастрахованным” транспортным средством, ущерб пострадавшим должно выплатить Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ).

МТСБУ также выплачивает страховое возмещение, если:
-ущерб причинен неустановленным транспортным средством;
-ущерб причинен транспортным средством, который был похищен у владельца;
-ущербпричинен гражданами, освобождены от обязанности застраховать свою ответственность (участники боевых действий, инвалиды войны, инвалиды 1 группы).

Сегодня многие страховые компании по разным причинам не могут выполнить свои обязательства перед страхователями. Если неплатежеспособную страховую компанию будет признано банкротом, по ее обязательствам также будет отвечать МТСБУ. Но в этом случае для взыскания ущерба следует запастись терпением, пройти определенную процедуру. Обычно МТСБУ платит только после признания СК банкротом и наличии у пострадавшего необходимых документов.

Страховое возмещение страховой компанией или МТСБУ будет выплачено только при наличии судебного решения, вступившего в законную силу, которым будет установлено виновного в ДТП водителя.

Если ущерб, причиненный в результате ДТП не превышает 25 тыс. грн., виновный водитель на месте признает свою вину, водители не находятся в состоянии опьянения и все участники ДТП застраховали свою гражданско-правовую ответственностьущерб жизни и здоровью не нанесен,  можно использовать т.н. Европротокол. В таком случае нужно не вызывать ГАИ (полицию), для страховой компании не нужно будет судебного решения, а также виновного водителя не будут привлекать к административной ответственности.

Ответственность за совершение ДТП предусмотрена в статье 124 Кодекса Украины об административных правонарушениях. За совершение такого правонарушения к водителю может быть применено лишение водительских прав.

Кроме этого, если водителем, в результате управления автомобилем будут нанесены пострадавшему повреждения средней тяжести, тяжкие повреждения или наступит смерть потерпевшего (потерпевших), водитель уже будит привлекаться к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 286 Уголовного кодекса Украины.

Итак, для того чтобы получить страховое возмещение от страховой компании, после ДТП необходимо:

  • -Вызвать полицию (ГАИ) для оформления ДТП;
    -Позвонить в страховую компанию и сообщить о наступлении страхового случая. В течение трех дней подать письменное заявление страховой компании о страховом случае;
    -Получить судебное решение, в котором будет установлено виновного водителя;

Страховое возмещение должно быть выплачено в течение 15 дней со дня согласования размера страхового возмещения с потерпевшим, но не позднее 90 дней со дня получения заявления о страховом возмещении.

За просрочку, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по выплате страховки, страховая компания несет юридическую ответственность (в т.ч. начисляется пеня за каждый день )

Первый договор страхования транспортного средства был заключен в Соединенных Штатах Америки в 1898 году. С развитием автомобилестроения и, соответственно, увеличением количества автомобилей на дорогах, встал вопрос ответственности водителей за причиненный в дорожно-транспортном происшествии ущерб. В 1925 году в штате Массачусетс (Бостон, США) было введено обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств.

Именно с этими ключевыми фактами можем связывать начало развития автомобильного страхования.

В Украине попытки ввести обязательное страхование ответственности владельцев автомобилей начались еще в 1994 году. Однако полноценно такой вид страхования, как обязательный заработал с 01 января 2005 года, когда вступил в действие принятый 1 июля 2004 № 1961-IVЗакон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».

Тотальная автомобилизация населения, имеет одним из последствий увеличения количества дорожно-транспортных происшествий. Сегодня Украина занимает одно из передовых негативных мест в мире по состоянию безопасности на автодорогах. По данным Госавтоинспекции, в 2013 году в Украине официально зарегистрировано 191 005 автомобильных аварий, в которых пострадали более 30 тыс. граждан, в том числе около 5 тыс. погибло. Как следствие высокой аварийности, значительны и показатели сумм причиненного в результате ДТП вреда имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью граждан.

Именно поэтому, основной задачей обязательного страхования ответственности автовладельцев является решение проблемы обеспечения возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потерпевших при эксплуатации наземных транспортных средств на территории Украины.

Однако, в последние годы приходится наблюдать несостоятельность этой системы выполнять свою основную задачу в полной мере. Появляются страховые компании, которые не способны полноценно выполнять свои обязательства. Водители, которые в свое время (2011-2012 годы) не получили возмещение полученного в результате ДТП вреда от ряда страховых компаний, до сих пор еще не могут решить этот проблемный вопрос.

Так, законодательством предусмотрено, что в случае недостаточности средств и имущества страховщика Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ) возмещает ущерб пострадавшим. Однако, обязательным условием осуществления такого возмещения является необходимость признания страховой компании-должника банкротом, что требует достаточно длительной процедуры. Получается ситуация, когда водители не имеют физической возможности получить причитающиеся им суммы возмещения ущерба. Отдельные автовладельцы обращаются в суд с исками о взыскании средств с водителя, который собственно нанес этот ущерб. Появились судебные решения, которые, несмотря на выполнение виновным в причинении ущерба водителем требования застраховать свою ответственность, постановляют взыскать с этих водителей сумму ущерба. Получается, что автовладелец застраховал свою ответственность, за что заплатил деньги, после этого еще и должен компенсировать причиненный в дорожно-транспортном происшествии ущерб. Другой проблемой является распространенные случаи затягивания выплаты страхового возмещения отдельными страховщиками. Данный факт негативно влияет на репутацию рынка страхования ответственности автовладельцев в целом.

Как следствие, растет недоверие со стороны водителей, для многих из которых обязательное страхование начинает сводиться лишь к приобретению дешевого полиса автогражданки для предъявления его в случае необходимости, сотруднику Госавтоинспекции.

Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривает ответственность за управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе или не предъявившым для проверки, в случаях предусмотренных законодательством, полиса (договора) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. За такое нарушение предусмотрен административный штраф в размере от 425 до 850 грн.

Сегодня механизм решения проблемы возмещения вреда причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия имеет следующий вид. При наступлении ДТП водители вызывают на место аварии сотрудников Госавтоинспекции. Последние составляют материалы дела об административном правонарушении (схему ДТП, отбирают объяснения у участников и свидетелей автомобильной аварии, при необходимости проводят освидетельствование водителя на состояние опьянения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении водителя, которого считают виновным, а также изымают у этого водителя водительское удостоверение). В течение трех последующих дней виновный в совершении ДТП водитель должен уведомить страховую компанию, в которой он приобрел полис страхования о наступлении страхового случая. В дальнейшем его участие в урегулировании выплат по общему правилу практически прекращается. Собирать справки, судебные решения, проводить осмотр транспортного средства и т.п. заинтересована собственно пострадавшая в ДТП сторона. В течение 90 дней со дня написания пострадавшим заявления об осуществлении страхового возмещения, страховая компания должна принять решение о том, будет ли выплачивать страховое возмещение, и в случае принятия положительного решения, выплатить ущерб. И даже, если страховая компания этой обязанности не выполнит, виновный водитель фактически никакого участия в помощи решения этой проблемы не обязан принимать. А если так, тогда возникает вопрос, зачем платить больше и выбирать действительно надежную страховую компанию?

Сегодня система обязательного страхования ответственности владельцев автомобилей требует изменений.

В сентябре 2011 года Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения» был внедрен механизм упрощенного оформления страхового случая (ДТП) и сообщения о его наступлении с помощью так называемого «европротокола».

Европротокол – специальный бланк уведомления, унифицированный на территории Европы, о наступлении ДТП, который заполняется водителями-участниками ДТП на месте аварии, затем предоставляется страховщику и становится основанием для выплаты страхового возмещения пострадавшим.

При наступлении ДТП водители имеют возможность зафиксировать ДТП самостоятельно, без привлечения сотрудников Госавтоинспекции. В таком случае виновный водитель не будет привлечен к административной ответственности (его не лишают водительских прав, не будет необходимости платить административный штраф). Однако воспользоваться такой возможностью можно не всегда.

Европротокол можно использовать в следующих случаях:

  • • если отсутствуют травмированные и/или погибшие в ДТП;
  • • у водителей отсутствуют признаки опьянения;
  • • все водители-участники ДТП застраховали свою гражданско-правовую ответственность и обладают полисами;
  • • все водители согласны с обстоятельствами аварии.

Стоит отметить, что на сегодня лимит страхового возмещения при использовании Европротокола составляет 25 тыс. грн., тогда как при обычном оформлении дорожно-транспортного происшествия, с привлечением сотрудников Госавтоинспекции, пострадавшие водители могут рассчитывать от страховой компании выплаты суммы в 50 тыс. грн. за вычетом франшизы (не более одной тысячи гривен).

Сегодня активно обсуждается также необходимость введения прямого урегулирования страховых случаев. Это в корне изменит систему обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Данный метод предусматривает, что страховые выплаты пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии будут осуществлять страховые компании, с которыми собственно пострадавший заключил договор страхования. После осуществления такой выплаты страховая компания будет получать компенсацию от страховщика водителя, виновного в совершении аварии.

То есть, такой механизм урегулирования страховых случаев позволит ускорить получение пострадавшими страховой выплаты, а также, что немаловажно, очистит рынок обязательного страхования ответственности автовладельцев от страховых компаний, которые не могут выполнять свои обязательства в полной мере.

При выборе страховщика, владелец транспортного средства прежде всего будет заинтересован в выборе надежной страховой компании, которая в случае наступления страхового случая сможет вовремя и полно осуществить страховое возмещение.

На сегодня механизм прямого урегулирования страховых случаев введен в Италии, Франции, России, Бельгии, Белоруссии.

О необходимости введения прямого урегулирования страховых случаев в Украине говорят уже достаточно давно. Изначально планировалось ввести механизм с 2015 года. Однако, поскольку соответствующие законодательные изменения не были внесены, сегодня прогнозируют возможность его введения с 2016 года.

Удастся ли новой Верховной Раде Украины создать качественный механизм функционирования института обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств покажет время. Следует заметить, что это играет важную социальную функцию в государстве. Даже с учетом того, что владелец транспортного средства как источника повышенной опасности несет гражданскую ответственность за причиненный транспортным средством ущерб, нет гарантии, что ему хватит средств возместить причиненные убытки. Такие убытки могут наноситься не только здоровью граждан и имуществу физических, юридических лиц, но и окружающей среде, государственному имуществу, имуществу органов местного самоуправления. Наличие качественного механизма обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев позволит создать и, в определенном смысле, своеобразную систему социальной защиты как самих автовладельцев, так и пострадавших.

19 сентября 2011 в силу вступил Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплат страхового возмещения», по которому в Украине был внедрен Европротокол.

Этот Закон предусматривает введение упрощенной системы оформления ДТП, повлекших незначительный вред по общему сообщению водителей с возможностью не вызывать сотрудников ГАИ.

Согласно указанному закону в ст. 124 КУоАП было добавлено примечание следующего содержания: «Лицо, гражданско-правовая ответственность которого застрахована, освобождается от административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, при условии, что участники ДТП воспользовались правом совместно составить сообщение об этом приключение в соответствии с Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Водители получили возможность при незначительных ДТП воспользоваться, т.н. европротоколом.

Как видим, воспользовавшись европротоколом водители находятся в выигрышной ситуации: ГАИ не вызывают, ответственность не наступает, экономится время, средства. Так, санкция статьи 124 КУоАП предусматривает помимо штрафа, лишение водительских прав на срок от 6 до 12 месяцев. Стоит также обратить внимание, что по оформленному европротоку, возмещения страховой компанией расходов потерпевшей стороне происходит в течение 15-90 дней.

Однако, обратите внимание, что воспользоваться возможностью оформить европротокол смогут не все водители. Для этого необходимо чтобы совпадали несколько условий. Так, 1) у всех участников ДТП должен быть полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, 2) в участников ДТП не должно быть претензий относительно состояния алкогольного или наркотического опьянения друг к другу, 3) признание одним из участником своей вины, а также 4) отсутствие пострадавших в результате ДТП, 5) при оформлении европротокола размер страховых выплат за полученную пострадавшим ущерб не может превышать утвержденных Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг по предоставлению Моторно-транспортного страхового бюро Украины максимальных размеров, которые на 2012 г. составляют 10 тыс. грн., с 2013 г. – 25 тыс. грн., с февраля 2016 – 50 тис.грн.

Есть еще одно условие. В случае оформления документов по европротоколу, размер страховой выплаты за вред, причиненный имуществу потерпевших, не может превышать максимальных размеров. Такие размеры утвержденные Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) по представлению Моторно-транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ). На 2011-2012 годы такая максимальная сумма выплат составляет 10 тысяч гривен, с начала 2013 года она будет увеличена до 25 тысяч гривен.

В этом есть и свои недостатки. Как уже указывалось выше, при оформлении европротокола размер страховых выплат – ограничен, и составляет, на сегодня, 10 тыс. грн. (по состоянию на декабрь 2014 года – 25 тис. грн.). Однако, на месте ДТП трудно реально оценить полученную ущерб без осмотра автомобиля специалистом. Так водители могут видеть внешние повреждения, но отнюдь не скрытые, внутренние повреждения, которые влекут за собой значительные затраты, которые могут превысить упомянутое ограничение.

Опыт северных соседей Украины показывает, что страховые компании пользуються незнанием, несоблюдением водителями правил оформления европротоколов и отказывают в выплате возмещений при наличии таких оснований. А так как в Украине только ввели такой документ как европротокол, то, соответственно, опыта, знаний, практических навыков у водителей еще недостаточно, чтобы правильно заполнить нужный бланк.

Для того чтобы избежать непредвиденных и, главное, неприятных ситуаций рекомендуем ознакомиться с основными нормативными актами, регулирующими применение европротокола:
1) Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств»;
2) Инструкция по заполнению Сообщение о дорожно-транспортном происшествии;
3) Информационно-разъяснительные материалы по Сообщению о дорожно-транспортном происшествии (Европротокол).

Важным фактом своевременного и полного возмещения полученной вреда также взвешенный подход к автострахованию. Выбирайте действительно надежную страховую компанию.

Как сообщают в ГАИ, с начала этого года в Киеве выявлено и отстранено от управления транспортным средством более 11 тыс. водителей, находившихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Статистика впечатляющая. Однако существуют факты, когда работники Госавтоинспекции безосновательно обвиняли водителей. Кроме того, подозреваем, что большинство прецедентов отстранение водителей от управления автомобилем происходили на основании отказа от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. Происходило это прежде всего из-за неосведомленности водителей как должна проходить процедура выявления уровня алкогольного или наркотического отравления.

Согласно части 1 статьи 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КоАП) за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за отказ водителя от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 200 грн. и лишение водительских прав на один год.

Как видим ответственность за управление в состоянии опьянения и за отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения одинакова. Не зная порядка прохождения освидетельствования на состояние опьянения водители, которые якобы отказались пройти осмотр достаточно часто привлекаются к ответственности по ст. 130 КоАП и лишаются водительских прав и, как следствие, приравниваются к водителям, которых суд лишил водительских прав за управление в состоянии алкогольного опьянения.

Правила дорожного движения предусматривают, что водитель должен по требованию работника милиции пройти в установленном порядке медицинский осмотр для определения состояния алкогольного опьянения, воздействия наркотических или токсичных веществ.

Если полицейский подозревает, что водитель осуществляет управление автомобилем в нетрезвом состоянии, прежде всего он должен начать составлять протокол об административном правонарушении и предложить водителю пройти освидетельствование на содержание алкоголя в крови с использованием специальных технических средств и в присутствии двух свидетелей.

Законодательством установлен четкий перечень технических средств, которые могут использоваться работниками полиции для проведения осмотра водителей на состояние опьянения:

• газоанализатор “AlcoQuant 6020”;
• газоанализатор “Alcotest 6510”;
• газоанализатор “Alcotest 6810”;
• газоанализатор “Alcotest 7410 Plus com”;
• прибор специализированный определения концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе, “Алконт 01”.

Действующее законодательство позволяет водителям управлять транспортными средствами, если в их крови содержание алкоголя не превышает 0,2 промилле.

Результат проведенного с помощью упомянутых выше технических средств осмотра водителя обязательно должен вноситься в протокол об административном правонарушении. Бывает так, что показатели технических средств после проведения осмотра водителя показывают нормальное содержание алкоголя (0,2 промилле и меньше) и тогда полицейский начинает требовать пройти осмотр в медицинском учреждении.

Читайте: Возврат водительских прав в суде

Однако законодательством работник полиции не наделен полномочиями требовать от водителя пройти осмотр в медицинском учреждении, если был проведен осмотр с помощью технических средств. Однако сам водитель, в случае несогласия с показателями технических средств имеет право требовать от патрульного полицейского провести осмотр в медицинском учреждении. В таком случае полицейский обязан бесплатно доставить водителя в учреждение здравоохранения, в котором можно провести освидетельствование водителя на состояние опьянения.

То есть, если полицейский провел осмотр водителя на состояние опьянения с помощью технических средств, по результатам которого содержание алкоголя в крови водителя в норме (0,2 промилле и меньше) и после этого требует от водителя пройти осмотр в медицинском учреждении, тогда водитель имеет право отказаться от прохождения такого осмотра и требовать от инспектора указать в протоколе об административном правонарушении результаты осмотра, проведенного с помощью технических средств. В таком случае водителя нельзя привлечь к ответственности ни за управление автомобилем в состоянии опьянения, ни за отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

Если же водитель отказывается от проведения осмотра с помощью технических средств, патрульный имеет право требовать пройти осмотр в медицинском учреждении. В таком случае отказ водителя от прохождения освидетельствования в мед учреждении грозит большим штрафом и лишением прав на год.

Водитель также имеет право самостоятельно пройти освидетельствование на состояние опьянения в медицинском учреждении. Если результат проведенного полицией осмотра водителя на состояние опьянения показывать содержание в крови водителя алкоголя больше нормы (более 0,2 промилле), в течение двух часов с момента составления админпротокола водитель может пройти осмотр в учреждении здравоохранения. Если результаты такого осмотра покажут, что в крови водителя содержание алкоголя в норме (0,2 промилле и меньше), водитель освобождается от ответственности за управление ТС в состоянии опьянения.

В данной категории дел полномочия полицейского заключаются в необходимости выявить водителя, находящегося в состоянии опьянения, составить протокол об административном правонарушении, провести в установленном порядке освидетельствование водителя на состояние опьянения, изъять у водителя водительские права и вместо них выдать временное разрешение на право управления транспортными средствами, срок действия которого 3 месяца и отстранить водителя от дальнейшего управления автомобилем. Далее Нацполиция передает материалы админдела в суд. Именно суд будет рассматривать дело и решать виновен или нет водитель.

Как показывает практика, в большинстве случаев в суде неподготовленных водителей ждало или лишение водительских прав на год или два, или большой штраф. После внесения изменений в админкодекс относительно ответственности за нетрезвое вождение, водителей будут лишать прав, а также придется платить большой штраф. Кроме того неподготовленность усложняет и возврат водительских прав в суде апелляционной инстанции.

Однако иногда, из-за допущенных полицейским при оформлении админпротокола ошибок, удается освободить водителя от любой ответственности и вернуть водительские права.

Итак, что следует помнить:

  1. Сначала должен проводиться осмотр водителя на состояние опьянения полицейским с помощью специального технического средства и обязательно в присутствии двух свидетелей.
  2. Если показатели технического средства показывают норму (0,2 промилле и меньше) полицейский обязан указать эти показатели в протоколе об административном правонарушении и не имеет права требовать проведения еще одного осмотра водителя в медицинском учреждении. Водитель вправе отказаться от проведения дополнительного осмотра в медицинском учреждении, а привлечение его к ответственности за такой отказ является противоправным.
  3. Если водитель не соглашается с результатами осмотра, проведенного с помощью технических средств, он имеет право требовать проведения осмотра в медицинском учреждении. Полицейский обязан доставить водителя для такого осмотра в учреждение здравоохранения бесплатно.
  4. Водитель имеет право в течение двух часов после составления админпротокола самостоятельно пройти осмотр в медицинском учреждении, результаты которого могут быть использованы в пользу водителя.
  5. Необходимо хорошо подготовиться к судебному заседанию. Получить приемлемый результат проще в суде первой инстанции, чем в апелляции. Стоит воспользоваться профессиональной юридической помощью, однако это не означает, что сами Вы не сможете справиться. Сложнее самостоятельно осуществить возврат водительских прав в апелляционном суде.

ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Каждый день водители, управляя своими транспортными средствами, так или иначе сталкиваются с работниками дорожно-патрульной службы ГАИ. Протокол об административном правонарушении выписывается налево и направо со скоростью света. Слушая людей, которые обращаются за помощью, не перестаем удивляться изобретательности некоторых инспекторов ДПС. Сотрудники ГАИ придумывают различные «схемы-страшилки» для водителей, только чтобы последние подписали протокол и согласились с «предложенными» им правонарушениями.

Чаще всего используется «страшилка» типа: «вы сделали чрезвычайно грубое правонарушение за которое мы можем лишить права управления уже на месте, да еще и штраф большой выписать. Но мы же не звери. Если признаете свою вину, будете иметь только небольшой штраф». Как следствие, напуганные водители, находясь также под впечатлением благородства «воинов-рыцарей наших дорог» писали в объяснениях, что признают свою вину и ставили все необходимые подписи, а воины получали удовольствие от оформления протокола. Затем выяснялось, что на самом деле водители ничего не нарушали и ничего платить не нужно было бы, если бы не признали правонарушения, которые указывали ГАИшники. И хорошо, если после таких «разводов» нужно было платить только штраф. Неоднократно водители подписывали себе даже «лишение прав».

Такие ситуации являются следствием как низкой правовой осведомленности водителей, их невнимательности, так и низкой нравственной культуры таких «горе-воинов, которые борются за правопорядок на дорогах». Последние нас интересуют меньше всего.

Рассмотрим вопрос, что нужно знать водителю, при оформлении в отношении него сотрудниками ДПС протокола об административном правонарушении.

Сразу обращаем внимание, указав в графе протокола «Объяснение лица, привлекаемого к админответственности», что согласны с правонарушением, в совершении которого Вас обвиняют, шансы на обжалование примененной к Вам позже санкции (или это будет штраф или общественные работы, или лишение прав) сводятся к нулю.

Статья 254 КУоАП предусматривает, что в случае совершения административных правонарушениях уполномоченное лицо составляет протокол. Обратите внимание (незнанием следующего инспекторы часто злоупотребляют), что протокол составляется в двух экземплярах, один из которых под подпись вручается лицу, которое обвиняют в совершении правонарушения.

Оформляя протокол, при наличии свидетелей инспектор заполняет графу «Свидетели или потерпевшие». Следует знать (этим также постоянно злоупотребляют «стражи порядка»), что лица, находящиеся в автомобиле или иные Ваши знакомые, которые реально видели обстоятельства совершения или не совершения правонарушения являются свидетелями, а не, как заявляют инспекторы, «заинтересованные лица, не могут быть свидетелями». Следует требовать от инспектора вписывать таких лиц в эти графы. Если же Ваше требование игнорируют, о наличии свидетелей, их имена, адрес проживания, номера телефонов Вы можете указать в своих пояснениях. Если графа «Свидетели или потерпевшие» не заполнена, поставьте там прочерки, которые сделают невозможным появление свидетелей в будущем. Инспектор должен давать Вам протокол уже полностью заполненным, поэтому все пустые графы Вы можете «погашать», ставя в них или знак Z, или же обычные прочерки.

Подписываясь в протоколе обязательно читайте за что подписываетесь. В самом протоколе Вы можете поставить не более четырех подписей.

Первую подпись (Подпись 1 – см. фото) ставите за то, что Вас ознакомили с содержанием ст. 63 Конституции Украины, а также ст. 268 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Также этой подписью Вы подтверждаете, что уведомлены о времени и месте рассмотрения дела о привлечении Вас как потенциального правонарушителя к административной ответственности (это может осуществляться инспектором, путем вынесения постановления по делу об административных правонарушениях на месте, или это может происходить в отделе ГАИ как самим инспектором, так и руководителем соответствующего управления ГАИ, а также это может происходить в суде. В последнем случае дело будет рассматривать судья. Кто и где будет рассматривать дело зависит от правонарушения, в совершении которого Вас обвиняют). Если этой информации Вам не предоставили, в соответствующей графе можете не подписываться, поставив прочерк, а в графе для пояснений укажите, что Ваши права, предусмотренные Конституцией и КоАП инспектор не разъяснил.

Протокол ГАИ

Протокол ГАИ

Следующую подпись (Подпись 2) Вы ставите то, что ознакомились с содержанием протокола, данные указаны в протоколе о Вас правильные и копию протокола Вы получили. Эта подпись отнюдь не означает, что Вы соглашаетесь с тем, что совершили правонарушения, поэтому можете ее (подпись) ставить. Однако это позволит получить протокол и затем обжаловать штраф ГАИ.

Следующую подпись Вам предлагают поставить в случае изъятия у Вас водительских документов и выдачи взамен временного разрешения на право управления транспортным средством. Именно за получение такого разрешения Вы здесь и расписываетесь (Подпись 3).

Последнюю же подпись в протоколе (Подпись 4) Вам предлагают поставить в случае, когда в отношении водителя производилося освидетельствование на состояние опьянения. Но обратите внимание! Ставя в этой графе свою подпись, водитель соглашается с результатом, осмотра на опянение.

Вы имеете право отказаться от подписания протокола в этом месте. В таком случае Ваш отказ от подписания протокола должны подтвердить два свидетеля. Кстати это еще одна возможность для злоупотребления со стороны ГАИ. Эти свидетели только подтверждают отказ от подписания протокола или отказ от осмотра на опьянение.

В пояснениях в протоколе Вы можете указывать, что не согласны с обвинениями, излагать свое видение обстоятельств, давать расширенные объяснения. Если Вам для дачи объяснений не хватает места в соответствующей графе, можете это сделать на отдельном листе бумаги, указав об этом в протоколе, а также обязательно отметив количество страниц, на которых изложены Ваши объяснения.

Только после составления протокола, Вашего ознакомления с ним, подписанием его Вами (понятыми, удостоверяющими Ваш отказ от подписания протокола) может происходить рассмотрение дела по существу. В зависимости от обстоятельств и правонарушения, в совершении которого Вас обвиняют рассмотрение дела может происходить: 1) на месте самим инспектором ГАИ, 2) в отделе ГАИ инспектором ДПС или руководителем соответствующего управления ГАИ, 3) судом.

Хотим обратить внимание, что в случаях, когда дело рассматривается инспекторами ГАИ на месте, последнии не редко предоставляют водителю для ознакомления и подписания протокол и постановление по делу об административных правонарушениях одновременно, что является грубым нарушением порядка рассмотрения дела об административных правонарушениях. Если Вам также подают эти два документа вместе, рекомендуем об этом указать в своих объяснениях в протоколе.

Под конец хотим отметить, что лучше в пояснениях ограничиться записью типа «правонарушения не совершал, объяснения дам в суде». Это позволит обдумать свою позицию и грамотно изложить ее, если обжалование штрафа ГАИ все же будет иметь место.

Также рекомендуем фиксировать процесс оформления материалов на видеосъемку. Фиксируйте какие документы Вы передаете, какие документы дают Вам, наличие или отсутствие свидетелей, откуда взялись эти свидетели и тому подобное. В будущем это будет доказательством при обжаловании. Об этом, рассмотрено в статье «ГАИ хочет применять арест к водителям, которые фиксируют на видео их действия».

Попасть на наживку инспектора можно будучи неосведомленным или рассеянным. Если в первом случае в этом смогут помочь Вам в том числе наш АвтоЮрист и АвтоАдвокат, то в другом случае ответственность лежит полностью на Ваших плечах.

Будьте внимательны и не попадайтесь инспекторам ГАИ.

Просмотров: 1473 | Добавил: СТОГлушитель | Теги: порядок получения страховых выплат, что делать если страховая не выплач, страховые выплаты по ОСАГО, страхование авт, что делать при ДТП | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: